Персональный сайт учителя
Дёмина Алла Владимировна

Меню сайта
Фотоальбомы

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность учащихся как способ воспитания коллектива

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Н. Л. Мещерякова

  

Тема доклада

«Проектная деятельность учащихся как способ воспитания коллектива»

 

(педсовет )

 


 

Докладчик: Демина А.В.

 


 

                                                                                                 Январь 2013 г.

 

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность».

Каким станет наше общество завтра - зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. Основными способами сплочения детского коллектива являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Проектная деятельность является практически первой возможностью для учеников начать коллективную работу. Хотя по базовым характеристикам проектной деятельности она совершенно не обязательно должна быть коллективной, в учебных целях, как правило, проекты реализуются в групповой работе.

Огромную роль в развитии ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая её участников.

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между людьми.

Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей. Предлагая детям  участвовать в проектной деятельности, мы получаем  возможность управлять созданием групп. В групповых проектах у участников формируются навыки сотрудничества, что способствует развитию коллектива. 

Проведение методики «Какой у нас коллектив» (разработанной А.Н.Лутошкиным) позволила определить степень удовлетворённости учащихся своим коллективом.

Работа по достижению общей цели должна быть обязательно совместной. Хорошее, интересное дело в классе можно провести усилиями нескольких человек. Но коллектив от этого вряд ли станет сплочённее. Нужна такая организация, при которой каждый человек станет активным участником дела.

На мой взгляд, становление и развитие коллектива происходит удачнее, если в своей работе учитель применяет проектную деятельность.

Метод проектов я использую не только на уроках ,но и во внеурочной деятельности.

Эту технологию я использую с 1-го класса. Первым нашим коллективным проектом стал проект «Кошки». Практически все дети были задействованы. Учитывая индивидуальные способности детей, я распределила обязанности. Кто- то искал информацию, кто-то рисовал, кто- то делал поделки.

Результатом нашей совместной деятельности было 1 место в районном конкурсе проектно- исследовательских работ. Во 2-м классе мы делали совместную работу «Подарок маме». В 3 классе мы вышли на район с коллективным проектом «Сказки». И опять были задействованы практически все дети. Дети работали по группам. Была собрана информация по данной теме, сделана выставка рисунков и поделок, мы издали собственный сборник сказок, слайд-шоу и конечно, нашими помощниками стали родители. В районе мы заняли 3-е место.

Есть и коллективные проекты, которые мы делаем на кружке «Я исследователь». Так в 3-м классе у нас был творческий проект «Золотая осень», «Зимушка-зима». Ребята сочиняли стихи, писали сочинения, рисовали рисунки. В первом полугодии мы работали над коллективным проектом «Гигиена здоровья». Во 2-м полугодии мы приступим к проекту по ОБЖ.

Исходя из вышесказанного, правила успешности проектной деятельности можно сформулировать так:

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Проектная деятельность как специфичная форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать при работе практически  с учащимися любого возраста. Дети 3-4-х классов умеют работать самостоятельно, в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят. Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо­ванность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. Главное в становлении и развитии коллектива - это умелое руководство им. Классный руководитель должен быть настоящим проводником вышедших на трудный маршрут ученических групп.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Alla (07.11.2013)
Просмотров: 2021 | Рейтинг: 0.0/0