Персональный сайт учителя
Дёмина Алла Владимировна

Меню сайта
Фотоальбомы

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование личностных универсальных учебных действий

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

имени Н. Л. Мещерякова.

 

Доклад

                                   

«Формирование личностных универсальных учебных действий»

                                                              Учитель: Демина А.В.


                                              2012 г.

 

Формирование личностных универсальных учебных действий.

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия»   означает   умение   учиться,   т. е.    способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  

Остановлюсь подробнее на формировании личностных универсальных учебных действий.

 В личностные универсальные учебные действия входят смысло-

образование, нравственно-этическое оценивание, жизненное, личностное профессиональное самоопределение.

Какие же основные личностные универсальные учебные действия формируются в начальной школе:

 

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- осознание своей гражданской идентичности;

- знания основных моральных норм поведения;

- этические чувства- сочувствия, стыда, вины,  как регуляторы морального поведения;

- понимания чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе учебного материала.

    Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.

  Формирование личностных ууд идет непосредственно через   УМК развивающей системы Л.В. Занкова. Каждый учебный предмет раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий, в том числе и личностных.

Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Система Л.В. Занкова» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе «Окружающий мир»  — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».

 В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.

 Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России»,  «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России,  Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.

В курсе «Литературное чтение» —  это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической  литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.

В курсе «Русский язык»  представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями,   русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол,  церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина,  И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки  А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве  русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

В курсе «Математика»— в  сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны.

Цель факультативного курса "Я – гражданин России" состоит в расширении общественно значимых знаний ребенка о самом себе с дополнением знаний по истории.
В структуре начального образования эта цель реализуется через работу по формированию у младших школьников начальных общественно-исторических знаний и представлений, являющихся основой гражданского самоопределения.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет личностно-гражданскую позицию, тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе общественных отношений.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
- содействие ребенку в осознании своего места в семье, стране, мире;
- помощь в осознании своей принадлежности государству.

На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить его, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее.

Учебник Лазаревой "Литературное чтение” стремится воспитывать ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, но, пробуждая в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам, воспитывая в нём чувство прекрасного, которое поможет в жизни.

Мастер- класс. Фрагмент урока литературного чтения.

( Предлагаю прочитать стихотворение)

Константин Бальмонт «АРОМАТ СОЛНЦА»

 Запах солнца? Что за вздор!

 Нет, не вздор.

 В солнце звуки и мечты,

 Ароматы и цветы

 Все слились в согласный хор,

 Все сплелись в один узор.

 

 Солнце пахнет травами,

 Свежими купавами,

 Пробужденною весной,

 И смолистою сосной.

 

 Нежно-светлоткаными,

 Ландышами пьяными,

 Что победно расцвели

 В остром запахе земли.

 

 Солнце светит звонами,

 Листьями зелеными,

 Дышит вешним пеньем птиц,

 Дышит смехом юных лиц.

 

 Так и молви всем слепцам:

 Будет вам!

 Не узреть вам райских врат,

 Есть у солнца аромат,

 Сладко внятный только нам,

 Зримый птицам и цветам!

 

1. Мотивация учебной деятельности.

- Что вас удивляет в жизни?

Удивления встречают нас часто. А моё удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.

Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе наступает покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль. Оно наполнило сердце добротой и любовью.

Солнце.

Какие ассоциации связаны с этим словом?

2. Работа над стихотворением.

Поэт Бальмонт написал удивительное стихотворение.

1) Чтение стихотворения.

- Я сказала, что стихотворение удивительное. А вас что-нибудь удивило?

- Как бы вы назвали это стихотворение?

- А вы соглашаетесь с тем, что у солнца есть аромат?

2) Повторное чтение.

- Какими действиями наделил поэт солнце?

Пахнет; светит; дышит.

- Зачитайте, чем пахнет солнце? (травами, весной, сосной, ландышами)

- Почему автор сравнивает именно с этим запах солнца?

- А с чем бы вы сравнили запах солнца?

- Какова главная функция солнца?

Солнце пахнет, светит, значит, приносит нам радость.

- А зачем автор говорит нам, что солнце дышит?

- Зачитайте, как дышит солнце?

- Почему именно пеньем и смехом? Как понимаете?

3) Но ведь солнце – светило, единое целое. Зачитайте, что таится в самом солнце, если можно так сказать, в его душе.

В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы.
Всё слилось в согласный хор,
Всё сплелось в один узор.

-А в душе человека есть солнце?

-А человек чем может согреть?

( Добрым словом, советом, ласковым взглядом)

- Про кого говорят «солнечный человек» или «светлый»?

Человек, который несет радость.

- А в людях есть солнце? А в каждом из нас?

Тогда нам легко будет закончить мысль гениального философа Сократа: "В каждом человеке солнце, только…” ("…дайте ему светить.”).

Как солнце протягивает свои лучики к нам, так и лучики нашей человеческой души должны  протягивать к людям: милосердие, доброту, сострадание, любовь, взаимовыручку, уважение, преданность.

6. Домашнее задание.

Написать, к чему или к кому может быть обращено солнце моей души.

По желанию выучить стихотворение наизусть.

Такая работа ведется непрерывно не только на уроках, но и внеурочное время.

Вот фрагмент классного часа «Азбука нравственности»

Послушайте притчу  С. Копыловой «Про собаку».

- О каких нравственных ценностях можно говорить, слушая эту притчу?

- О милосердии, о преданности, о совести, о сострадании, о любви…

- Какие бы вы определили темы классных часов для прослушивания этой притчи.

На примере таких произведений и формируются личностные качества ребенка.

Огромное внимание я уделяю  творческой деятельности учащихся. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.

Творческая деятельность осуществляется через проектную деятельность,  исследовательскую. Кто- то любит рисовать, кто- то пишет стихи, кто- то прозу. Творчество детей выливается в проекты. например проект «Золотая осень», выпуск поэтической тетради, сборника сказок, «Музей старых вещей, всевозможные выставки рисунков и поделок. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.

В этом помогает внеурочная деятельность: посещение кружков, секций, художественной школы, музыкальной школы. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Оценивание результатов сформированности УУД  через внеурочную деятельность осуществляется с помощью создания портфолио, творческих отчетов, наблюдения, анкетирования.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Alla (05.09.2013)
Просмотров: 5344 | Рейтинг: 5.0/1