Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
имени Н. Л. Мещерякова.
Доклад
«Формирование
личностных универсальных учебных действий»
Учитель:
Демина А.В.
2012 г.
Формирование личностных универсальных
учебных действий.
В широком значении термин
«универсальные учебные действия» означает умение учиться,
т. е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
Остановлюсь подробнее на
формировании личностных универсальных учебных действий.
В личностные универсальные учебные действия
входят смысло-
образование, нравственно-этическое оценивание, жизненное, личностное профессиональное самоопределение.
Какие же основные личностные универсальные учебные действия формируются в
начальной школе:
- положительное отношение к школе и учебной
деятельности;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- осознание своей гражданской идентичности;
- знания основных моральных норм поведения;
- этические чувства- сочувствия, стыда, вины, как регуляторы морального поведения;
- понимания чувств одноклассников, учителей, других
людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
учебного материала.
Осваивая личностные универсальные умения,
ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно
оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность
к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство
патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.
Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с
другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект:
умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим
близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может
чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он
должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например,
эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.
Формирование личностных ууд идет
непосредственно через УМК развивающей
системы Л.В. Занкова. Каждый учебный предмет раскрывает определённые
возможности для формирования универсальных учебных действий, в том числе и
личностных.
Для достижения указанных
личностных результатов в систему учебников «Система Л.В. Занкова» с 1 по 4
класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и
содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
В курсе «Окружающий
мир» — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной
край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что
такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?»,
«Россия на карте».
В 1 классе дети
знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе
на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с
государственной символикой государства.
Учащиеся выполняют
учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает»
(знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой
пожарной охраны, МЧС России) и др.
В курсе «Литературное чтение»
— это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития»,
«Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из
русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а
также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях
ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к
ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами
страны, формировать общечеловеческую идентичность.
В курсе «Русский язык»
представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине,
о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире.
Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества,
памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками
которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и
др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи
даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М.
Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические
строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И.
Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности,
богатстве русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы о своей
малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и
культурно-исторических особенностях.
В курсе «Математика»— в
сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены сведения из
исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной
войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о
возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области
космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны.
Цель факультативного курса
"Я – гражданин России" состоит в расширении общественно значимых
знаний ребенка о самом себе с дополнением знаний по истории.
В структуре начального образования эта цель реализуется через работу по
формированию у младших школьников начальных общественно-исторических знаний и
представлений, являющихся основой гражданского самоопределения.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих
знаний, тем быстрее он займет личностно-гражданскую позицию, тем адекватнее и
активнее он будет жить и действовать в сложной, противоречивой, далеко не
всегда предсказуемой системе общественных отношений.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
- содействие ребенку в осознании своего места в семье, стране, мире;
- помощь в осознании своей принадлежности государству.
На уроке постоянно возникают
определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая
познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между
собой, влияют друг на друга. Художественное слово воздействует не только на
сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить его, вызвать
желание стать лучше, сделать что-то хорошее.
Учебник Лазаревой
"Литературное чтение” стремится воспитывать ребёнка не в лоб, не путём прямых
нравоучений и назиданий, но, пробуждая в нём чувство участия, сочувствия,
сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам, воспитывая в нём
чувство прекрасного, которое поможет в жизни.
Мастер- класс. Фрагмент урока
литературного чтения.
( Предлагаю прочитать
стихотворение)
Константин Бальмонт «АРОМАТ
СОЛНЦА»
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.
Нежно-светлоткаными,
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!
1. Мотивация учебной
деятельности.
- Что вас удивляет в жизни?
Удивления встречают нас
часто. А моё удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий
волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.
Протяните руки к солнцу.
Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас
своим теплом. В душе наступает покой и благодать. Нам хочется смеяться и
радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и
печаль. Оно наполнило сердце добротой и любовью.
Солнце.
Какие ассоциации связаны с
этим словом?
2. Работа над стихотворением.
Поэт Бальмонт написал
удивительное стихотворение.
1) Чтение стихотворения.
- Я сказала, что
стихотворение удивительное. А вас что-нибудь удивило?
- Как бы вы назвали это
стихотворение?
- А вы соглашаетесь с тем,
что у солнца есть аромат?
2) Повторное чтение.
- Какими действиями наделил
поэт солнце?
Пахнет; светит; дышит.
- Зачитайте, чем пахнет
солнце? (травами, весной, сосной, ландышами)
- Почему автор сравнивает
именно с этим запах солнца?
- А с чем бы вы сравнили
запах солнца?
- Какова главная функция
солнца?
Солнце пахнет, светит,
значит, приносит нам радость.
- А зачем автор говорит нам,
что солнце дышит?
- Зачитайте, как дышит
солнце?
- Почему именно пеньем и
смехом? Как понимаете?
3) Но ведь солнце – светило,
единое целое. Зачитайте, что таится в самом солнце, если можно так сказать, в
его душе.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы.
Всё слилось в согласный хор,
Всё сплелось в один узор.
-А в душе человека есть
солнце?
-А человек чем может согреть?
( Добрым словом, советом,
ласковым взглядом)
- Про кого говорят «солнечный
человек» или «светлый»?
Человек, который несет
радость.
- А в людях есть солнце? А в
каждом из нас?
Тогда нам легко будет
закончить мысль гениального философа Сократа: "В каждом человеке солнце,
только…” ("…дайте ему светить.”).
Как солнце протягивает свои
лучики к нам, так и лучики нашей человеческой души должны протягивать к людям: милосердие, доброту,
сострадание, любовь, взаимовыручку, уважение, преданность.
6. Домашнее задание.
Написать, к чему или к кому
может быть обращено солнце моей души.
По желанию выучить
стихотворение наизусть.
Такая работа ведется непрерывно
не только на уроках, но и внеурочное время.
Вот фрагмент классного часа
«Азбука нравственности»
Послушайте притчу С. Копыловой «Про собаку».
- О каких нравственных
ценностях можно говорить, слушая эту притчу?
- О милосердии, о
преданности, о совести, о сострадании, о любви…
- Какие бы вы определили темы
классных часов для прослушивания этой притчи.
На примере таких произведений
и формируются личностные качества ребенка.
Огромное внимание я
уделяю творческой деятельности учащихся.
Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных
эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать
моральные и нравственные нормы.
Творческая деятельность
осуществляется через проектную деятельность, исследовательскую. Кто- то любит рисовать,
кто- то пишет стихи, кто- то прозу. Творчество детей выливается в проекты.
например проект «Золотая осень», выпуск поэтической тетради, сборника сказок,
«Музей старых вещей, всевозможные выставки рисунков и поделок. Для успешного
существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на
сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше
выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.
В этом помогает внеурочная деятельность:
посещение кружков, секций, художественной школы, музыкальной школы. Формирование
УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через
все предметные области и внеурочную деятельность. Оценивание результатов
сформированности УУД через внеурочную деятельность осуществляется с
помощью создания портфолио, творческих отчетов, наблюдения, анкетирования.
|