Характеристика курса А.С. Савенкова «Я- исследователь».

 

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности.

Реализация этой технологии осуществляется мной на внеурочной деятельности «Я- исследователь» , на  которую отводится  1 час в неделю.   Планирование программы дополнительного образования составлено на основе авторской программы  «Методика исследовательского обучения младших школьников»  Савенкова А.И.

Направление:   общеинтеллектуальное.

Цель программы: выявление   наиболее способных к творчеству учащихся  и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, исследовательских и коммуникативных способностей.

 

         Задачи программы:

-     Развитие познавательных потребностей и способностей  младших школьников.

-     Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

-     Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

  Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

      Сегодня я хочу предложить вашему вниманию фрагмент  занятия  по теме:  « Методы исследования. Опыты».  Это четвёртое занятие из блока «Методы исследования». На предыдущих занятиях мы с ребятами познакомились с понятием «метод» и с  методами исследования : опрос(анкетирование, тестирование) и наблюдение. Так же дети ознакомлены с такими методами : спросить у взрослого,                           

прочитать в книге.

     Перед проведением занятия заглянем в толковый словарь и найдём значение слова «эксперимент». «Эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение: Эксперимент  —  1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо

     Значит,  понятия «опыт» и «эксперимент»  являются синонимами. Детям  необходимо объяснить , что данные слова имеют одинаковое значение .

      Постановка темы и целей.

- Мы начинаем наше занятие с загадки .Отгадайте её.

 

В моих руках любой предмет

Как  будто  заколдован.

Вот шарик есть, а вот уж нет!

Вот появился снова!

То там, то здесь,

То нет, то есть!

И вот уж шариков не счесть!

Смотри,  пропали!

Где ж их взять?!

И очень даже странно,

Что достаю я их  опять...

Из твоего кармана!    ( фокусник).

- Правильно, ребята!

- Как вы думаете , чем  сегодня на занятии мы будем с вами заниматься ? ( делать фокусы).

 - Мы с вами станем  сегодня  настоящими  волшебниками  и  будем учиться показывать фокусы  и может быть даже раскроем секреты фокусов. 

 А вот  как правильно фокусы   называют настоящие учёные,  мы с вами узнаем попозже.

 - У фокусника должна быть  обязательно ?..(волшебная палочка).

 (Учитель надевает шляпу и берёт в руки волшебную палочку).

- Теперь будем творить чудеса.

( все опыты выполняются по алгоритму)

 

 Опыт  « Подводная лодка».

 Не забываем об аккуратности работы с газированной водой.

1.    Приготовить газированную воду, стакан, виноград.

2.    Немного взболтать воду.

3.    Налить газированную воду в стакан.

4.    Опустить виноградину в стакан с газированной водой.

5.    Сказать волшебные слова.

  Шырли- мырли- брысь!

   В лодку превратись!(взмахнуть волшебной палочкой)

6.    Наблюдать.

- А может кто-нибудь догадался в чём секрет нашего фокуса?

(Объяснение опыта.  Виноградина  чуть  тяжелее воды  и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".

 По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. А надо подняться - мускулы расслабляются,  пузырь увеличивается  и рыба всплывает.)

 

Итог занятия. 

- А на самом деле в каждом фокусе обязательно есть разгадка. Все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые вы  будете  изучать в школе.

- А кто из вас знает как можно научным словом назвать такие чудеса? –( опыт или эксперимент).

- Смогут ли помочь нам эксперименты в познании окружающего мира ?

- Значит, эксперимент – это тоже метод исследования.

- А на каком уроке в школе школьники раскрывают секреты таких опытов? ( химия , физика).

- Что же такое опыт, эксперимент ? (дети предлагают свои варианты ответов)

 

Учитель  :Эксперимент- это проба , опыт. Это самый главный метод познания окружающего мира в большинстве  наук.  Провести эксперимент- значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Все опыты можно  выполнить несколько раз .

 

Наблюдения, опыты, эксперименты ,которые мы проводим и на занятиях, и дома выливаются вот в такие мини-проекты. (Презентация )

При реализации данной программы дети должны:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

•         активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

 

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

 


·      альбом,

·      газета,

·      гербарий,

·      журнал, книжка-раскладушка,

·      коллаж,

·      коллекция,

·      костюм,

·      макет,

·      модель,

·      музыкальная подборка,

·      наглядные пособия,

·      паспарту,

·      плакат,

·      план,

·      серия иллюстраций,

·      сказка,

·      справочник,

·      стенгазета,

·      сувенир-поделка,

·      сценарий праздника,

·      учебное пособие,

·      фотоальбом,

·      экскурсия


 

И, конечно, коллективные и индивидуальные проекты.

 

цели.bmp

 

 

 Дети  выполняют проекты добровольно. Я не принуждаю  детей.  Ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. На основе лучших проектов выполняем исследовательские работы. Так в прошлом году Юниева Римма на Всероссийском конкурсе «Шаги в науку» заняла 1 место.  Проект по краеведению «А. С. Голубкина. Жизнь и творчество». В этом году Деева Дарья в этом же конкурсе заняла 2 место с творческим проектом «Ажурные нити творчества». А также мы участвуем во Всероссийском конкурсе «Мой город- лучший город на Земле»

Хочется закончит своё выступление словами Карла Роджерса «Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».