Характеристика курса А.С. Савенкова «Я- исследователь».
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности.
Реализация этой технологии осуществляется мной на внеурочной деятельности «Я- исследователь» , на которую отводится 1 час в неделю. Планирование программы дополнительного образования составлено на основе авторской программы «Методика исследовательского обучения младших школьников» Савенкова А.И.
Направление: общеинтеллектуальное.
Цель программы: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, исследовательских и коммуникативных способностей.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию фрагмент занятия по теме: « Методы исследования. Опыты». Это четвёртое занятие из блока «Методы исследования». На предыдущих занятиях мы с ребятами познакомились с понятием «метод» и с методами исследования : опрос(анкетирование, тестирование) и наблюдение. Так же дети ознакомлены с такими методами : спросить у взрослого,
прочитать в книге.
Перед проведением занятия заглянем в толковый словарь и найдём значение слова «эксперимент». «Эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение: Эксперимент — 1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо
Значит, понятия «опыт» и «эксперимент» являются синонимами. Детям необходимо объяснить , что данные слова имеют одинаковое значение .
Постановка темы и целей.
- Мы начинаем наше занятие с загадки .Отгадайте её.
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь,
То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять...
Из твоего кармана! ( фокусник).
- Правильно, ребята!
- Как вы думаете , чем сегодня на занятии мы будем с вами заниматься ? ( делать фокусы).
- Мы с вами станем сегодня настоящими волшебниками и будем учиться показывать фокусы и может быть даже раскроем секреты фокусов.
А вот как правильно фокусы называют настоящие учёные, мы с вами узнаем попозже.
- У фокусника должна быть обязательно ?..(волшебная палочка).
(Учитель надевает шляпу и берёт в руки волшебную палочку).
- Теперь будем творить чудеса.
( все опыты выполняются по алгоритму)
Опыт « Подводная лодка».
Не забываем об аккуратности работы с газированной водой.
1. Приготовить газированную воду, стакан, виноград.
2. Немного взболтать воду.
3. Налить газированную воду в стакан.
4. Опустить виноградину в стакан с газированной водой.
5. Сказать волшебные слова.
Шырли- мырли- брысь!
В лодку превратись!(взмахнуть волшебной палочкой)
6. Наблюдать.
- А может кто-нибудь догадался в чём секрет нашего фокуса?
(Объяснение опыта. Виноградина чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. А надо подняться - мускулы расслабляются, пузырь увеличивается и рыба всплывает.)
Итог занятия.
- А на самом деле в каждом фокусе обязательно есть разгадка. Все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые вы будете изучать в школе.
- А кто из вас знает как можно научным словом назвать такие чудеса? –( опыт или эксперимент).
- Смогут ли помочь нам эксперименты в познании окружающего мира ?
- Значит, эксперимент – это тоже метод исследования.
- А на каком уроке в школе школьники раскрывают секреты таких опытов? ( химия , физика).
- Что же такое опыт, эксперимент ? (дети предлагают свои варианты ответов)
Учитель :Эксперимент- это проба , опыт. Это самый главный метод познания окружающего мира в большинстве наук. Провести эксперимент- значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Все опыты можно выполнить несколько раз .
Наблюдения, опыты, эксперименты ,которые мы проводим и на занятиях, и дома выливаются вот в такие мини-проекты. (Презентация )
При реализации данной программы дети должны:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
· альбом,
· газета,
· гербарий,
· журнал, книжка-раскладушка,
· коллаж,
· коллекция,
· костюм,
· макет,
· модель,
· музыкальная подборка,
· наглядные пособия,
· паспарту,
· плакат,
· план,
· серия иллюстраций,
· сказка,
· справочник,
· стенгазета,
· сувенир-поделка,
· сценарий праздника,
· учебное пособие,
· фотоальбом,
· экскурсия
И, конечно, коллективные и индивидуальные проекты.
Дети выполняют проекты добровольно. Я не принуждаю детей. Ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. На основе лучших проектов выполняем исследовательские работы. Так в прошлом году Юниева Римма на Всероссийском конкурсе «Шаги в науку» заняла 1 место. Проект по краеведению «А. С. Голубкина. Жизнь и творчество». В этом году Деева Дарья в этом же конкурсе заняла 2 место с творческим проектом «Ажурные нити творчества». А также мы участвуем во Всероссийском конкурсе «Мой город- лучший город на Земле»
Хочется закончит своё выступление словами Карла Роджерса «Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».