Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Н. Л. Мещерякова.
Тема: «Художественное выпиливание»
Творческий проект
Исполнитель: Плетнев Богдан,
ученик 4 «А» класса
Руководитель: Демина А.В.
Должность: учитель начальных классов
2013 год.
Название проекта: «Художественное выпиливание».
Организация-исполнитель: МБОУ СОШ №1, Московская область, г. Зарайск, ул. Благоева, д. 31 кв. , Плетнев Богдан, ученик 4 «А» класса.
Руководитель: Демина А.В.
Сроки выполнения: с 1 октября 2012 года по 20 февраля 2013 год.
Объект исследования: выпиливание из дерева.
Предмет исследования: изделие из дерева.
Актуальность темы: Выпиливание – один из самых популярных видов декоративно – прикладного искусства, традиции которого живы и актуальны в наши дни.
Гипотеза: Лучшее, что придумала природа – это дерево. От него происходит и жизнь, и красота на земле. Природа и мы – одно целое. Без украшений из дерева невозможно представить себе домашнее жилье, как в старину, так и в наше время.
Задачи:
1. Исследовать данную тематику.
2. Изучить литературные источники.
3. Доказать, что художественное выпиливание прививает эстетический вкус, развивает точность, аккуратность в работе.
4. Сделать памятки «Приемы работы с лобзиком», «Техника безопасности», презентацию, выставку поделок.
Этапы работы:
1 этап: Выбор проблемы (название).
2 этап: Сбор информации.
3 этап: Анализ разнообразной информации.
4 этап: Создание памяток «Приемы работы с лобзиком», «Техника безопасности при выпиливании»
5 этап: Творческая работа поделки)
6 этап: Презентация проекта.
План проекта:
1. Вступление.
2. Основная часть.
1) История художественной обработки древесины;
2) Виды резьбы;
3) Отделка деревянной поверхности;
4) Приемы работы лобзиком;
5) Техника безопасности;
3. Заключение.
4. Приложение.
Вступление.
Вот уже второй год я хожу в центр детского творчества на кружок «Художественное выпиливание». Мне так нравиться это занятие, что я захотел больше узнать о мастерстве выпиливания и рассказать моим одноклассникам. Ведь художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в тоже время прививает трудовые навыки владением многими инструментами.
Выпиливание – один из самых популярных видов декоративно – прикладного искусства, традиции которого живы и актуальны в наши дни. Дерево – один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности.
Деревянные вещи создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук.
Ножовка, шлифовальная шкурка, лобзик и умелые руки – вот из ничего возникают красивые вещи.
История художественной обработки древесины.
Еще в далеком прошлом русские граверы и резчики создавали многие замечательные культурные ценности.
В нашей стране традиции художественной обработки древесины уходят корнями в глубокую древность. Наши предки, впитавшие красоту окружающей природы, стремились свой быт сделать более красивым, радостным. Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества - вырезание из дерева. Древесина всегда была одним из любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры и цвета развивалось многими поколениями мастеров. Среди художественных работ самой распространенной, любимой и доступной была резьба по дереву. Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявить его неброскую красоту, придать своим вещам удобные и художественно-завершенные формы. Причем декор крестьянских изделий был органически слит с их практическим бытовым назначением. Резьбой украшали дома и корабли, иконостасы в храмах, мебель и орудия труда, делали резные игрушки и кухонную утварь. Собранные в музеях образцы резных изделий -ковши, братины, прялки, вальки, пряничные доски, игрушки -показывают нам яркость запечатленных образов, меткую наблюдательность, тонкий юмор и подлинное чувство красоты. Любовь к труду, мастерство, чувство гармонии, неповторимость — вот что отличает изделия русских мастеров. Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности, нарядности в крестьянской избе.
Самыми первыми декоративными образцами в народном искусстве были уточки и кони, солнечный диск. Стилизованные облики домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, фантазией, тонкой передачей характерных движений. Эти образы прошли через многие века искусства и остались традиционными в народных промыслах. Нередки изображения сказочных зверей, лукавых русалок с изогнутыми хвостами. Растительные орнаменты, состоящие из плетеных гирлянд из листьев, цветов, трав, покрывали иконы, алтарные двери, царские врата.
Многовековая культура художественной работы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при создании бытовых, декоративных изделий, оформлении архитектурных сооружений. Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников.
Из него создают скульптуру, резные декоративные предметы, сувениры. В области художественной обработки дерева работают народные мастера и художники-профессионалы.
Многие виды резьбы, выпиливания по дереву развивались на Руси в качестве народных художественных промыслов.
Резьба по дереву.
Особое место в художественной обработке изделий из древесины получила ручная резьба по дереву.
Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства, которая является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом.
Существует много видов резьбы. Среди них наибольшее распространение получили:
Ò плосковыемчатая;
Ò геометрическая;
Ò прорезная.
ПЛОСКОВЫЕМЧАТАЯ РЕЗЬБА
Характерна
тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него,
то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА
Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву. Из-за простоты выполнения, во второй половине XVII века в России, она получила наиболее широкое применение. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрический орнамент, отсюда и её название «геометрическая».
ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА
С середины XIX века одной из самых распространенных традиций на Руси, была традиция украшать деревянные дома резьбой. Карнизы, оконные и дверные наличники, ставни в деревянных домах любого достатка, покоряли филигранной вязью ручной работы, что трудно даже вообразить, что они действительно созданы руками человека. До сих пор сохранились и дошли до нас отдельные образцы резьбы по дереву, напоминающей кружевные сплетения.
Много красивых изделий можно изготовить из фанеры и украсить их пропильной резьбой: мебель, кухонные принадлежности, подсвечники, полочки, шкатулки и т.д.
Отделка деревянной поверхности.
Отделка деревянной поверхности с геометрическим выпиливанием может быть самой различной. Назовём несколько видов, доступных для исполнения детьми. Выпиленное изделие можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведённую чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.
Можно сделать выпиливание в негативном варианте: заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, например, серый или коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые, сочные узоры на тёмном фоне создают выразительный декоративный эффект. На выставках прикладного искусства встречаются деревянные изделия, тонированные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с последующей светлой работой по этому фону.
Можно сделать и по заранее лакированной или полированной поверхности. Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или полируется), а по ней уже выпиливается узор, то декоративная выразительность изделия значительно повышается.
Для тонирования дерева можно воспользоваться и марганцево-кислым калием. Концентрация раствора марганцево-кислого калия может быть различной в зависимости от того цвета, который хотят придать дереву. В сельских условиях в качестве краски для тонирования дерева можно воспользоваться, как это делалось раньше в деревнях, соком лесных ягод, вываркой шелухи от лука, отваром измельчённой коры деревьев (дуба, ольхи, яблони), отваром опилок древесины тёмных пород и др. Конечно, это хлопотное дело. Сейчас предпочитают использовать готовые фабричные красители, но и эти приёмы надо помнить.
Приемы работы с лобзиком.
Лобзик состоит из рамки 1 с ручкой 2, верхним
3 и нижним 4 зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.
Лобзик: / — рамка; 2 — ручка; 3 — верхний зажим; 4 — нижний зажим
Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим После закрепления пилки винтами эксцентриковый зажим снимают.
При работе лобзиком необходимо сидеть так, чтобы правое плечо находилось против треугольного выреза в выпиловочном столе, а чтобы выбрать правильное положение тела при выпиливании, столик должен располагаться на высоте середины плеча.
Фанеру прижимают левой рукой к выпиловочному столику так, чтобы большой палец с указательным образовывал прямой угол, в котором производится движение пилки при пилении.
При выпиливании лобзик необходимо держать на одном месте, а фанеру с рисунком надвигать левой рукой на пилку, то есть «пилить на месте», при этом добивайтесь такого положения, чтобы линия пропиливания шла строго по линии (контуру) рисунка.
При поворотах движение лобзика должно быть частым и коротким особенно при обратном пропиле в узких проемах внутреннего контура и острых углах, не спеша, поворачивают фанеру, а не лобзик.
Для получения четкого пропиливания рисунка и увеличения скорости выполнения работ движение пилки должно производиться на всю ее длину.
При заедании пилки в детали, нужно слегка повернуть пилку в сторону и устранить задержку, или же освободить верхний конец пилки и извлечь ее из пропила.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
1. Пользоваться только исправным инструментом.
2. Проверить надежность и правильность закрепления пилочки.
3. Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку.
4. При пилении нельзя наклонять пилку в стороны.
5. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку.
6. Не наклоняться низко над заготовкой.
7. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.
Заключение.
Художественное выпиливание из дерева - один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам. Мастера - выпиловщики создают замечательные узоры и рисунки на дереве, а также изготовляют художественно оформленные изделия, украшающие наш быт.
Дети и взрослые с большим увлечением занимаются художественным выпиливанием, изготовляя различные поделки, которыми украшают свой быт, школу, художественно оформляют стенные газеты, щиты и стенды.
Художественные узоры в изготовляемых предметах могут отражать художественный вкус, национальную особенность и тематическую направленность.
Литература
1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины Просвещение 1995г.
2. Леонтьев Д.П. Сделай сам 1987г.
3. Величко Н.К. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. — М.: АСТ-Пресс, 1999.
4.Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. — М.: Владос, 2002.
5. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины 1988г.
6. Шпаковский В.Ю. Для тех, кто любит мастерить1990г.
Памятка.
1. При работе лобзиком необходимо сидеть так, чтобы правое плечо находилось против треугольного выреза в выпиловочном столе, а чтобы выбрать правильное положение тела при выпиливании, столик должен располагаться на высоте середины плеча.
2. Фанеру прижимают левой рукой к выпиловочному столику так, чтобы большой палец с указательным образовывал прямой угол, в котором производится движение пилки при пилении.
3. При выпиливании лобзик необходимо держать на одном месте, а фанеру с рисунком надвигать левой рукой на пилку, то есть «пилить на месте», при этом добивайтесь такого положения, чтобы линия пропиливания шла строго по линии (контуру) рисунка.
4. При поворотах движение лобзика должно быть частым и коротким особенно при обратном пропиле в узких проемах внутреннего контура и острых углах, не спеша, поворачивают фанеру, а не лобзик.
5. Для получения четкого пропиливания рисунка и увеличения скорости выполнения работ движение пилки должно производиться на всю ее длину.
6. При заедании пилки в детали, нужно слегка повернуть пилку в сторону и устранить задержку, или же освободить верхний конец пилки и извлечь ее из пропила.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
1. Пользоваться только исправным инструментом.
2. Проверить надежность и правильность закрепления пилочки.
3. Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку.
4. При пилении нельзя наклонять пилку в стороны.
5. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку.
6. Не наклоняться низко над заготовкой.
7. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.