Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Н. Л. Мещерякова

 

 

                                         Секция: Начальная школа

 

                                                Тема: «Сказки»

                          Информационно- творческий проект

 

 

Класс: 3 «А»

                                                        Руководитель: Демина А.В.

                                                        Должность: учитель начальных классов

 

 

2012 год

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Н. Л. Мещерякова

 

 

Информационно-творческий проект

«Сказки»

(Коллективный проект 3 «А» класс)

 Руководитель: Демина А.В.

 

 

 

 

 

Зарайск 2012 г.

 

 

 

Название проекта«Сказки»

( информационно-творческий)

Цели  проекта:

Учить:

Задачи проекта:

1). Образовательные:

           Формирование читательской  компетентности;

           Научить школьников различать виды русских народных сказок.

 

2). Развивающие:

3). Воспитательные:

 

Основополагающий вопрос:

Что мы знаем о сказках?

Вопросы учебной темы (проблемные):

1.     Откуда пришли к нам сказки?

2. Что такое сказки?

3.     Какие бывают сказки?

Ожидаемые результаты:

- развитие художественно – творческих способностей;

 -  расширение кругозора учащихся;

 -  повышение культуры общения;

 -  учащиеся совершенствуют навыки поиска, отбора, представления и защиты информации.

Этапы работы:

- выбор творческого названия проекта;

- обсуждение плана работы над проектом:

ü     содержание;

ü     оформление;

ü     критерии оценки.                                    

- знакомство с русскими народными сказками на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности;

- подготовка и защита докладов по данной теме;

- создание сказок;

- консультации учащихся.

- презентация сказок, создание сборника сказок, выставка рисунков и поделок.

Авторские группы:

Группа 1:                                           Группа 2:

Баранова Дарья.                                    Артемьева Анна                            

Синева Алена                                        Вышегородцева Маргарита

Степнова Анна                                       Большакова Настя

Бодров Илья                                            Егоров Егор

Плетнев Богдан                                       Сазонов Кирилл

         Группа 3

Вуколова Света

Колобаева Полина

Михайлов Павел

Крысанов Андрей

Коптелов Владимир

 

Рецензия.

 

Этот информационно-творческий проект охватывает следующие образовательные области: литературное чтение, русский язык, технологию, изо, информационные технологии.

Практические работы и самостоятельные исследования помогают учащимся начальной школы ответить на вопрос: «Что мы знаем о сказках?»,

 расширить читательский кругозор.

Проект предполагает создание сборника сказок из индивидуальных работ учащихся. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания о сказках, их отличительных чертах от других литературных жанров, учатся создавать собственные сказки.

Проект является личностно ориентированным, так как предполагает возможность участия в нём различного контингента учащихся.

Проект посвящен обучению поисковой, информационной деятельности.

Дети овладевают первыми навыками поисково-исследовательской работы. Совместная работа способствует сплачиванию детского коллектива, объединяет детей и родителей.

Он имеет практическую направленность.

По окончании выполнения занятий учащиеся готовили творческие отчеты: рисунки, буклеты, выставку поделок «Мы любим сказки», слайд-шоу, презентации.

Были заслушаны доклады детей по данной теме. Прошла защита проекта на школьной научно-практической конференции.

 

План проекта:

 

1.     Что такое сказка?

2.     Структура сказок.

3.     Особенности сказок.

                    4.  Разнообразный мир сказок. Виды.

               5.   Герои сказок.

 

                    Заключение.

                      Приложение.

 

 

Вступление.

 При изучении темы «Устное народное творчество» по литературному чтению у ребят возникла идея  больнее узнать о русских народных сказках, попробовать самим сочинить сказку и проиллюстрировать ее.  Начался поиск информации, сбор материала, чтение и анализ источников, сравнение художественных произведений, выявление закономерностей, определение сюжета. При подготовке к проекту мы разбились на группы. Собирали различный материал, нарисовали рисунки, сделали поделки, слайд-шоу, презентацию. Нашими помощниками были  книги, интернет и, конечно, наши родители.

 

 «Сказка - великая духовная культура народа,

 которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа»

                                                     А.Н. Толстой.

 

1.    Что такое сказка?

 

Почти все сказки возникли очень давно, более тысячи лет назад. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие источники информации.

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.

В древности сказки и былины передавались из уст в уста. Только былины - то, что было, а сказки - то, что рассказали. Сказки отражали действительность, искаженную устной передачей, так как бывало, что рассказчик что-то недосказывал, или добавлял от себя "красок".

В стародавние времена сказка называлась "басень", от слова "баять" - "говорить". А тех, кто рассказывал сказки, называли "бахари"  или "баяны". Ходили по Древней Руси бахари и скоморохи, от деревни к деревне, от дома к дому, и сказывали сказки. Раньше ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как и сейчас, очень любили сказки.

Даже цари русские без сказок не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе много сказочников и щедро  награждал "баянов" за хорошие сказки сапогами да кафтанами узорчатыми. А Иван Грозный без сказки спать, вообще не ложился. Возле постели его сидели три слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие сказки, пока тот не засыпал. 

 

2.   Структура сказок.

 

 Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказывать сказка.

«Было это на море, на океяне. На острое Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…»

У сказки есть зачин:

«Жили-были…»

«В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…».

   Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её

Развязка — это преодоление препятствий.

 Окончание.

Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: 

 «Живут-поживают, добра наживают»

«Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»

 

                    

                    3. Особенности сказок.

 

 

Каков излюбленный прием русских народных сказок?

Троекратное повторение.

Герои сказки живут в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Из моря выходят тридцать три богатыря. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности.

В сказках широко употребляются повторы. В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным.

Повторяющиеся формулы.

Чтобы показать ход времени, сказочник говорит:

«Долго ли коротко ли….;

Прошел год, другой».

«Скоро сказка сказывается, да не долго дело делается ….»

Красота царевны передается словами «ни в сказке сказать, ни пером описать»

В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

 

Сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно, поэтому в них встречаются слова, которые мы не употребляем в речи. 

 

 

4. Виды русских народных сказок.

Все русские народные сказки бывают нескольких видов. Самым древним видом являются сказки русского народа о животных, в них все действия, мысли и чувства людей перенесены на животных. Другой вид- это бытовые сказки о людях. Главными героями в них являются обычные русские люди. И, наконец, третий вид - сказки о волшебстве.

Сказки о животных.

 

        

    Сказки о животных — своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества — охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. Позже,  рассказы превратились в сказки.  В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения.

Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь—крик, поведение повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих врагах, в обществе. Высмеивались: глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие, продажность и т.п. Часть сказок создана в назидание детям. Известно около пятидесяти сюжетов сказок о животных. Герои их - лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях Лисы и волка: то она его хвост в прорубь научила опускать, то ехала на нем («битый не битого везёт»), то, съев масло тут же свалила свой грех на серого. Воплощением глупости в сказках является волк. Его глупость- глупость жестокого и жадного зверя. Сказочник будто  нарочно ставит волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызывать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит. Нет оправдания глупости, жадности  и жестокости- вот что утверждают сказки.

 

                                     

Бытовые сказки.

 

 

                               

 

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др.

  Сказки »Дочь- семилетка» и «Каша из топора» и «Ах и ох» называются  бытовыми (от слова «быт»- повседневная жизнь ).

  В таких сказках рассказываются о простых людях- крестьянах, солдатах. Даже царь, если появляется в такой сказке, ведет себя как обычный человек. Герои этих сказок чаще всего бедные люди, на их долю выпадает серьёзные испытания, но им удаётся всё преодолеть с помощью пытливого ума, смекалки и находчивости.

Сказка с уважением относится к хорошим умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей.

                   

 

Волшебные сказки

 

           

  Самые захватывающие, интересные –  это волшебные сказки. В волшебных сказках происходит волшебство и чудеса. В них волк может говорить человеческим голосом, жар птицу можно поймать голыми руками. « Это мир, где Иван-царевич мчится по тёмному лесу на сером волке, где страдает Алёнушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы-Яги палящий огонь, где бесстрашный, отважный герой находит смерть  Кощея Бессмертного». 

Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. В них присутствуют образы героев- заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость.

Мир волшебной сказки - мир многобожия, т.е. язычества. В волшебной сказке о христианской вере, вообще о религии, говорится очень редко, случайно. Человеку помогают или стараются помешать властители природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, царь.

Герои волшебных сказок владеют чудесными средствами: ковер- самолет, сапоги- скороходы, скатерть самобранка, шапка невидимка. Героини волшебных сказок необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать» Они мудры, обладают колдовской силой, умом и находчивостью.

Наиболее популярные русские народные сказки это: «Царевна- лягушка, «Иван Царевич и Серый волк», «Гуси- лебеди», «Сивка- Бурка», «Хаврошечка», «Морозко»и другие.

 

Герои сказок.

 

       Баба-яга -один из самых интересных персонажей сказок. Ее образ почти всегда одинаков: старая сгорбленная страшная старуха со спутанными распущенными волосами. Часто ей приписывают костяную ногу. Баба-Яга (баба йога?) может помочь в трудной ситуацией советом и делом, если окажешься достоин, а может и в печь засунуть и съесть. Считается, что образ Бабы-Яги - это образ посредника между человеком и его родом, опытом предков. Этот посредник общается с миром людей и с миром духов. знает не понаслышке о многих силах. Постоянные атрибуты - летающая ступа с метлой  и избушка на курьих ножках.

 Иван-дурак - почти всегда третий и младший сын у одинокого отца. И дурак оказывается таким умным, что и мудрецу не сравниться с ним. Здесь дурак - иной, другой, не такой как все. И в наше время многие назовут дураком человека, отдающего последнюю краюху хлеба птицам. Иван-дурак побеждает зло своим добром к окружающим, преодолевая трудности. Есть еще в сказках Иван-царевич. Этот персонаж похож на Ивана-дурака, но чаще обладает способностью обращаться в животных и птиц.

Змей горыныч - название говорит само за себя. Змееподобный, обитает в горах. Ворует людей. Сразу вспоминаются европейские драконы. Только наш змей о трех головах, но корни определенно с драконами у него одни. Есть предположение, что речь идет о динозаврах, но официальная наука нас засмеет, поэтому пока об этом молчим.

 Кощей бессмертный  - интереснейший персонаж. Разделил себя и свою уязвимость. Зачастую Кощей богат и скуп. При этом ему тоже хочется любви, для чего он крадет самую прекрасную девушку. В древности слово "кащей" означало раба, пленника. Некоторые ученые считают, что происходит оно от слова кость и означает очень худого человека. То есть Кощей - живой скелет, которого невероятно сложно убить.

Василиса прекрасная, премудрая ит.д. - самая-самая девушка, которую похищают. Но в плену она остается верна суженому, помогает ему, как может и не дается силам зла. Чем не пример для детского подражания... Зачастую она сама обладает какими-то волшебными силами.

Животные - в сказках животные говорящие и выражают характер людей. Лиса - хитрая. Волк - разбойник. Медведь - сильный, но не очень умен. Но есть и животные, которые именно говорящие волшебные животные. Например, Сивка-бурка.

 

Заключение.

 

     Работа над данным проектом помогла нам разобраться в тайнах сказок, открыть для себя много нового и интересного, увидеть красоту русского языка, расширить читательский кругозор. Мы отвели на вопрос: «Что мы знаем о сказках?»

     Любите сказки, читайте! Ведь именно они раскрывают перед нами страницы тысячелетней истории русского народа.