Тема: Непроизносимые
согласные.
Цель
урока: Объяснить, какие
согласные считаются непроизносимыми,
показать способ проверки непроизносимых
согласных; развивать навык
правильно подбирать проверочные слова;
повторить ранее изученные
орфограммы; способствовать развитию
умения доказывать,
аргументировать свое мнение; развитию многообразия
психических
процессов: речи, мышления, внимания,
памяти учащихся; самоконтроль;
содействовать созданию благоприятного
психологического климата для
возможности раскрытия потенциала каждого
ребенка, воспитанию
доброжелательного отношения друг к другу, взаимовыручки,
самостоятельности, любознательности.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, учебник русского языка (автор Н.В.
Нечаева); тетрадь на печатной основе по русскому языку, компьютер, опорные
таблицы, предметные картинки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания. Слайд№1
Б К
Х М
В Д Т Н
З С
Ц В
Л Ф
Ч Р
Найди в столбике лишнюю
букву
Л буква, которая обозначает согл., непарн. звук звон, 2- Д-звон,парн, 3 –
Т- глухой, парный, В- звонкий, парный)
-Записать буквы лдтв влдт (Заглавные и строчные)
2. На доске:
Мяч вода
дуб кот
Выпишите
слова, которые начинаются с букв, обозначающих парные звонкие согласные звуки.
Вода-
Дуб-
Отметьте
орфограммы, объясните правописание.
(Запиши
форму мн.числа, родственные слова.)
Вода-
воды, водный, подводник;
Дуб-
дубы, дубок, дубрава, дубовый. (Способ образования)
Вывод о способе проверки
безударных гласных, парных согласных.
3. Актуализация новых
знаний.
На
доске картинки ( сердце и сердечко)
-Запишите,
что вы видите на доске.
Дети
записывают сердце, сердечко.
-
Что вы заметили? Возникает коллизия
Уч:
В слове сердце звук д не произносится, в
слове сердечко звук д слышится четко. Слово сердце проверяемое, сердечко
проверочное.
Орфограмма
непроизносимая согласная.
Учитель:
Сколько в слове «сердце» букв, звуков?
Вывод
Учитель:
Образуйте прилагательное.
Д: сердечный
Учитель:
Подберите синонимы Человек сердечный…
Д: добрый, отзывчивый, душевный, милосердный.
Уч:
Антонимы.
Д:
бессердечный, черствый, бездушный, бесчувственный
4.Деловая
игра “Найди пару”.
(Пословицы
со словом СЕРДЦЕ записаны на двух карточках)
Работа в парах..
Задание:
объясните
толкование любой пословицы.
1.
Сердце - вещун 2.
Сердцу не 3.
Сердце не лукошко 4.
Сердце сердцу весть 5.
Сердце не |
подаёт. |
5. Фразеологизмы со
словом СЕРДЦЕ. Объяснить их смысл.
6. Работа с учебником.
Правило
с. 86 чтение
7. Закрепление. С87 №191 сам. работа.
8. Запиши предложение:
На
третий день засветило яркое солнце.
(Объясни орфограммы, разбор предложения по
частям речи, характеристика предложения.)
Давайте
вернемся к чистописанию.
(Л,Д,Т,В) что общего у них?
(в словах могут писаться, а звука не слышим)
Как такие буквы называются?
(Непроизносимые)
Слайд №4
9. Итог урока.
Молодцы!
Вы хорошо потрудились. Что вам понравилось на уроке?
-Чью
работу на уроке вы бы хотели отметить?
-Какое
правило мы сегодня открыли на уроке?
- Спасибо всем за интересную работу.