Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Н. Л.
Мещерякова.
Секция «Начальная школа»
Тема:
«Удивительный мир пчёл»
Информационно-творческий
проект.
Исполнитель:
Синева Елена,
ученица
4 «А» класса.
Руководитель:
Демина А.В.
Должность:
учитель начальных классов.
2013 год.
Название проекта:
«Удивительный мир пчёл».
Организация-исполнитель: МБОУ СОШ №1, Московская область, г. Зарайск, ул.
Красноармейская, д. 31, Синева Елена, ученица 4 «А» класса.
Руководитель: Демина А.В.
Сроки выполнения: с 1 сентября 2012 года по 1 февраля 2013 год.
Объект исследования: пчёлы.
Предмет исследования: труд пчёл.
Актуальность: Пчёлы — самые известные и трудолюбивые насекомые.
Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются
производителями питательных продуктов, используемых в медицине, в быту и на
производстве.
Проблема: Исследование жизнедеятельности и пользы пчел для
общества.
Цель исследования:
Узнать условия жизни пчёл и
использование продуктов жизнедеятельности пчёл.
Гипотеза: Для одних пчела — это всего лишь жалящее насекомое, а
для других — великая труженица, приносящая неоценимую пользу и здоровье людям.
Задачи:
1.
Исследовать
данную тематику.
2.
Изучить
литературные источники.
3.
Доказать, что пчела – это великая труженица,
приносящая неоценимую пользу и здоровье людям.
4.
Сделать брошюру «Полезные советы от пчёлки» по
использованию меда в лечебных целях.
5.
Использовать
проект во внеклассной деятельности.
Этапы работы:
1
этап: Выбор проблемы (название).
2
этап: Сбор информации.
3
этап: Анализ разнообразной информации.
4
этап: Создание брошюры «Полезные советы от пчелки»
5
этап: Творческая работа (рисунки, поделки)
6
этап: Презентация проекта.
План проекта:
1.
Вступление.
2.
Основная часть.
1)
История пчел;
2)
Пчелиный дом;
3)
Характеристика
пчёл;
4)
Превращение
нектара в мёд;
5)
Пчела и медицина.
6)
Исследование.
3.
Заключение.
4.
Приложение.
Вступление.
В
один из летних вечеров, сидя с дедушкой на его пасеке, я спросила: «Дед, и
хочется тебе с ними [с пчёлами]
заниматься? Ведь это так тяжело».
- Зато как интересно. У
пчёл кто не работает, значит прочь из улья, вот бы у людей так.
- Но пчёл много, и если
каждая пчела будет носить мёд, куда же ты его денешь?
- Нет, Алёнка, - ответил
дедуля.- Труд у пчел разделён: есть медоносы, уборщики, охрана, даже трутни и
главная пчела — матка, если интересно, расскажу по порядку.
Слушая
рассказ деда, мне стало интересно, как и где пчёлы живут, чем питаются, какую
приносят пользу. Что надо делать, чтобы пчёлы не кусали меня. И я решила
изучить эти вопросы.
Рассказ
мой будет о домашних пчёлах, которые живут на пасеке и за которыми
присматривает, а, иногда, и помогает, человек.
1. История пчелы.
Ученые
считают, что пчела на Земле появилась на 50-60 тыс. лет ранее человека. В
Испании, в горах рядом с Валенсии был обнаружен наскальный рисунок безвестного
художника древности. Пчел всегда считали большой загадкой и стремились к их
обожествлению: древние греки и римляне считали, что пчела - дочь Солнца;
славяне всегда считали мед Божьим даром. Известно, что в древние времена в
Палестине процветало пчеловодство, причём множество пчелиных роёв обитало на
скалах: в жаркие дни вытопившийся из сотов (восковых построек пчел из
шестигранных ячеек) мёд стекал по камням вниз, и оттого эти места получили
поэтическое название «земля, где текут молоко и мёд». Согласно палеонтологическим данным, пчёлы
обитали на Земле уже 30 миллионов. Человек же существует лишь 2 миллиона лет. О
том, что пчелиные гнёзда — ценная добыча, люди знали уже в каменном веке.
Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добыть мёд и воск, хотя это было
делом опасным и трудным. Пчёлы могли изжалить сборщиков до смерти, когда они из
расщелин скал или дупел высоких деревьев вырезали соты с воском и мёдом. То,
что в древности наши предки собирали мёд, подтверждают древние наскальные
рисунки. На стене изображён человек, вынимающий соты из пчелиного гнезда Трудно сказать, когда древние люди перешли от
собирательства мёда к пчеловодству, но археологические данные подтверждают, что
6 тысяч лет назад в Египте разводили домашних пчёл. Особо медоносные районы
находились в верхнем течении Нила. Египтяне перевозили туда ульи — корзины из
соломы или тростника, а то и керамические сосуды — на больших плетённых плотах,
чтобы через какое-то время вернуться домой с богатым сбором мёда. В Древнем
Египте мёд ценили высоко: все египетские фараоны носили титул «Повелитель
пчёл». Символическое изображение этого насекомого при жизни фараона украшало
царскую эмблему, а после смерти — его гробницу. В Древней Греции пчеловоды
впервые научились вставлять в ульи перегородки и с их помощью изымать
избыточные запасы мёда. Великий Гомер воспел мёд и его замечательные лечебные и
пищевые свойства.
2. Пчелиный дом.
В
старину ульи назывались «бортни».
У каждой пчелиной семьи есть свой отдельный
домик — улей. В нем примерно проживает от 20 до 60 и более тысяч пчёл.
Наибольшее число их бывает летом, перед наступлением главного медосбора, а
наименьшее — в начале весны, после зимовки.
Истории
известны тысячи вариантов рамочных ульев. Не случайно говорят: сколько
пчеловодов, столько и ульев. Мои домики для пчёл я раскрасила в разные цвета и,
думаю, что они пришлись им по вкусу. Пчёлы хорошо различают такие цвета, как
белый, светло-желтый, светло-голубой. Но каким бы цветом не был улей, а крышу
красят только в белый цвет, что бы гнездо пчёл не перегревалось на солнце.
Температура должна быть 34-35 градусов, влажность 76-88 %.
Все
ульи мой дедушка делает сам. Хоть это и трудоёмкая работа, но в домик,
сделанный своими руками, жители несут свой урожай охотней. Внутри пчелиного
домика рядами расположены соты. Сот, построенный пчелами на месте искусственной
вощины, укреплённой в рамке проволоками, значительно прочнее, а это очень важно
при откачке мёда.
Главная
весенняя задача каждого пчеловода при осмотре улья, это:
·
наличие и
качество матки:
·
количество и
качество кормовых запасов;
·
количество
расплода и состояние его здоровья;
·
силу семьи, количество
пчёл в ней;
·
состояние гнезда
и улья.
Итак, с домиком для пчёл
мы разобрались, теперь расскажу о жильцах.»
3. Характеристика пчёл.
«Самая
главная пчела в улье — матка. Это единственная развитая самка. Её масса в 2,5-3
раза превышает массу рабочей пчелы. Она выделяется более яркой окраской и
удлиненным брюшком. В весенне-летнее время матка откладывает в сутки от 1,5 до
2 тысяч яиц. При такой работе она усиленно питается. Её постоянно сопровождает
«свита» пчёл. Примерно через каждые полчаса матка прерывает работу, чтобы
получить от пчёл высокопитательный продукт — маточное молочко. Живут они до 5
лет и более.
Главные
медоносы — рабочие пчёлы — это недоразвитые женские особи. Они составляют
основную массу улья. Кроме сбора корма, пчелы выполняют всю работу по улью:
охраняют гнездо, изгоняют трутней, поддерживают нужную температуру и влажность
в доме. На развитие пчёл нужен 21 день. Жизнь пчёл в период их активной деятельности
по сбору нектара и пыльцы коротка, в среднем 45-50 дней.
Трутни-самцы
крупнее и толще рабочих пчёл. У трутня большая округлая голова со сложными
глазами. Трутень, как и матка не может добывать себе пищу. Единственное их
назначение — это потомство. Установленно, что на развитие одного трутня корма
тратится в 3 раза больше, чем на одну пчелу. С наступлением осени пчёлы
прекращают кормить трутней, а затем изгоняют их из ульев, так они и погибают.
Теперь
я знаю, что пчёлы живут и трудятся большой дружной семьёй, а называется
пчелиная семья роем.
4. Превращение нектара в мёд.
С
ранней весны и до поздней осени начинается самая трудоёмкая пора для каждого
пчеловода.
В
конце марта или в начале апреля ульи с семьями выносят из мест зимовок на
привычное для них место (пасеку). В этот период пчелиные семьи выходят из
состояния покоя. В это время пчёлы делают первые облёты.
Сбор
нектара начинается при появлении самых первых цветов — это мать-и-мачеха. В
цветах образуются маленькие капельки сладкого сока. Пчела хоботком собирает
этот сок (нектар), который через рот и пищевод поступает в медовый желудочек
(зобик). Наполнив свой медовый зобик, пчела-сборщица возвращается в улей,
передает нектар молодым пчёлам-приёмщицам, а сама вновь улетает за взятком. Молодые
пчёлы после принятия нектара начинают обрабатывать его своими ротовыми
органами, при этом испаряется значительная часть воды, он обогащается
ферментами, органическими кислотами и другими выделениями пчелы. Затем нектар
откладывается в свободные ячейки, которые заполняются не до конца, так как в
них продолжает созревать нектар. После загустения его переносят в другие
ячейки, где он и превращается в мёд.
Чтобы
собрать
Отбор
или скачивание мёда происходит при помощи медогонки, когда соты почти целиком
заполнены мёдом. Наступает этот период в первой половине августа.
Хранится мёд в тёмном прохладном месте, при
температуре не выше +10 `С.
6. Пчела и медицина.
Постоянный
контакт с пчёлами и продуктами их жизнедеятельности укрепляет здоровье
человека, задерживает развитие старческих недугов и продлевает
трудоспособность. Поэтому пчеловоды живут долгие годы ,редко болеют, так как на
пасеке можно использовать всю пчелиную продукцию в целях профилактики
заболеваний.
Прополис —
смолка, которую собирает пчела с почек некоторых растений. Используется как
природный антибиотик. Его растворяют в воде или в спирте.
Пыльца —
естественный поливитаминный препарат. Она оказывает общеукрепляющее,
противоопухолевое, омолаживающее, противовоспалительное, противовирусное
действие.
Маточное молочко — сложный продукт, который пчёлы вырабатывают в своих железах.
Маточное молочко можно назвать настоящим эликсиром молодости,самый ценный и дефицитный
продукт.
Пчелиный яд
— полезный, хорошо проводящий нервные импульсы, продукт, помогающий при
радикулите.
Пчелиный подмор
— тельца мёртвых пчёл. Подавляет воспалительные процессы в организме,
стабилизирует кровяное давление, оказывает целебное действие на состояние
сосудов и систему крови.
Перга —
цветочная пыльца ,собранная у утрамбованная пчёлами в ячейках сот. При
отсутствии кислорода под действием бактерий и ферментов вырабатывается молочная
кислота, которая как бы консервирует пыльцу. Укрепляет иммунитет, кости, не
является аллергеном.
Полезные
советы.
Если ужалила пчела, удалите жало.
Если жал несколько, удалите большинство их. Если это не представляется
возможным, посчитайте, сколько пчел вас ужалило, чтобы сообщить об этом врачу.
Промойте опухшее место водой с мылом. Положите лед на больное место. Не
бойтесь! Потому что ученые установили, что для человека смертельным будет укус
500 пчел одновременно.
Исследование.
Цель исследования:
1. Провести опрос среди обучающихся начальных
классов и выяснить, любят ли дети мёд и
как его используют.
|
1
А кл 25 ч |
1
Б кл. 13
ч. |
2
А кл. 22ч. |
3
А кл. 25
ч. |
3
Б кл. 21
ч. |
4 кл. 24ч |
Итого
приняли участие в опросе |
Мед используют
как продукт питания |
15 |
7 |
17 |
10 |
14 |
18 |
81 |
Мед используют
только при лечении |
10 |
6 |
5 |
15 |
7 |
6 |
50 |
Не
любят мед |
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Необходимо
больше пропагандировать полезные свойства мёда и убеждать людей в неоценимой
пользе данного продукта.
Заключение.
Древние считали мёд пищей богов, небесным нектаром, а
пчёл — символом бессмертия. В Библии — самой древней книге человечества —
сказано: «Мала пчела между летающими, но плод её — лучший из сластей», «Пойди к
пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит, её
труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины, любима же она всеми, хотя
силою она слаба, но мудростью почтенна».
Медоносные пчелы - одно из самых удивительных чудес
природы. Сказочный гармоничный мир этих насекомых на протяжении тысячелетий не
перестает удивлять тех, кто хоть как то прикоснулся к их жизни.
Невозможно переоценить и ту пользу,
которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются
хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды
растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились
в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений
пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих
сельскохозяйственных культур, что заметно сказывается на обеспечении людей
продуктами питания.
Много
интересного и поучительного я узнала, пока готовила этот проект.
Я
буду продолжать вести наблюдения за пчелами на пасеке своего деда. Мне хочется в будущем создать альбом
рисунков, на которых будут запечатлены эти маленькие труженицы. А для
того, чтобы мои одноклассники больше знали
о чудесах мёда и о лечении мёдом, я решила создать брошюру «Полезные
советы от пчёлки». Совместно с родителями мы сделали поделку «Пасека».
Источники информации.
1.
О. Б. Бондарева
«Настольная книга пчеловода».
2.
www. wikipedia. оrg.
3.
www. Google. ru.
4.
www. Yandex. ru.
5. В.М.Николаевский «Справочник по пчеловодству».
6. В.Орлов
«Самоучитель пчеловода».
7. В. Смирнов «Энциклопедия пчеловода».
8. Что есть что.
Пчёлы, шмели, осы. Ольга Короткова. Москва, 2001.
Рецензия.
Данный проект приобщает к традициям и обычаям русского народа.
Углубляет знания о пчеловодстве. Формирует представления о том, что пчелы –
полезные насекомые. Учит умению отражать свои впечатления в продуктивных видах
деятельности, развивает поисковую деятельность,
активизирует мышление и речь. Этот проект носит познавательную и воспитательную
направленность. Воспитывает любовь и бережное отношение к природе родного края.