Математика 1 класс.

 

Раздел «Изучение элементов геометрии».

Тема: «Знакомство с отрезком и его построение при помощи линейки »

 

 

Цель: познакомить с понятием отрезок.

Задачи:

-активизировать знания учащихся  о точке, прямых и кривых линиях, ограниченных    и    неограниченных;

- формировать умение строить отрезки по линейке, писать изученные цифры, умение разгадывать загадки;

- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.

 

Оборудование: учебник математики И.И. Аргинской (часть 1), таблица с начертанием  цифр, заготовки квадратов для игры.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

На доске записаны числа:

9 6 5 4 3 1

Учитель: Рассмотрите запись на доске. Что вы заметили?

Дети: Здесь записаны числа в порядке уменьшения.

Учитель: Назовите эти числа.

Дети называют числа.

Учитель: Назовите числа, в написании которых есть одинаковые элементы?

Дети: 3 и 5,

-1 и 4,

-6 и 9.

Учитель: Назовите соседей числа 4.

Дети: 3 и 5.

Учитель: Какое число следует за числом 5?

Дети: число 6.

Учитель: что вы можете сказать о числе 5?

Дети: Число 5 стоит на третьем месте по счету, слева от него два числа, справа от него три числа.

- Число 5 на один больше, чем 4, на один меньше, чем 6.

Учитель:

- Запишите число, которое стоит  последним.

-Запишите число, которое стоит пятым по счету.

- Запишите число, которое стоит между 5 и 3.

-  Запишите в тетради число, которое стоит перед числом 4.

- Запишите число, которое стоит между числами 9 и 5.

-  Запишите число, которое стоит  первым.

 

 

 

В тетрадях появляется запись:  1 3 4 5 6 9

Учитель: Что вы заметили?

Дети: Числа расположили в порядке возрастания.

 

2.   Физкультминутка

3. Актуализация знаний.

На доске линии:

 

Учитель: На какие группы мы можем разделить линии?

Дети: На прямые линии и кривые.

- На ограниченные и неограниченные линии.

Учитель: Что вы можете сказать о линии под цифрой 1?

Дети: Это прямая линия.

Учитель: Что вы можете сказать о линии под цифрой 2?

Дети: Это кривая неограниченная линия.

- И под цифрой 3 кривая, но ограниченная линия.

Учитель: Чем отличается прямая линия от кривой линии?

Дети: К прямой линии можно приложить линейку, а к кривой нет.

- Прямую линию можно продолжить до бесконечности.

Учитель: Молодцы!

 

4. Открытие новых знаний.

Учитель: А что вы можете сказать о линии под цифрой 4?

Дети: Это прямая линия, ограниченная с двух сторон.

- Ее нельзя продолжить!

Учитель:  Да, ребята, такая прямая линия ,ограниченная с двух сторон точками , называется отрезком.

Дети: Прямая  линия не имеет ни начала, ни конца.

- А  отрезок имеет  начало и конец.

Учитель: Правильно, молодцы. А что же нам понадобиться для построения отрезков?

Отгадайте загадки:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья.

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход.

(Карандаш.)

В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом совсем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(Линейка.)

5. Работа с новым материалом.

Учитель: Правильно, ребята, для построения отрезка нам понадобится карандаш и линейка.

- Откройте учебник на странице 29  №45

 

 

Точки две поставь в тетрадь,

Чтоб потом нарисовать

Между ними под линеечку прямую.

И окажется, мой друг,

Что отрезок вышел вдруг.

- Поставьте две точки в тетради, соедините эти точки с помощью линейки. У вас получился отрезок.

- Начертите 4 отрезка.

Физкультминутка.

Учитель: №46

-В какой руке держит бананы обезьянка?

Дети: В правой.

Учитель: А в какой - ее отражение в зеркале?

Дети: В левой.

Учитель: Запишите, сколько бананов в руке у обезьянки.

Дети записывают число в тетрадь (4).

На доске:          .    .     .

.    .     .

.

Учитель: Что вы видите на доске?

Дети: Рисунок из точек.

 

 

 

Учитель дает 3 секунды запомнить расположение точек. Дети в тетради по памяти восстанавливают данный рисунок.

Взаимопроверка. Учитель открывает доску. Дети проверяют.

Игра «Сложи фигуру»

Учитель: Какую фигуру вы видите?

Дети: Квадрат.

Учитель: Разрежьте его по линиям. Какие фигуры у вас получились?

Дети: Три треугольника.

На доске образец. Дети  на партах выкладывают данные фигуры. (Работа в парах).

Проверка учителя.

 

6. Итог урока.

Учитель: Что вам больше всего  понравилось на уроке?

Дети: Мне понравились стихи про отрезок.

-А мне понравилось, как мы сравнивали линии и узнали, что такое отрезок.

- А мне понравилась игра «Сложи фигуру».

- А я люблю отгадывать загадки.

Учитель: Вы хорошо потрудились, спасибо за урок.

 

 

 

Тема: Луч. Луч, как часть прямой. Построение луча при помощи чертежной линейки.

Цель: познакомить с понятием луч.

Задачи:

-активизировать знания учащихся о прямых и кривых линиях, отрезке, о равенствах и неравенствах

- формировать умение строить лучи с помощью чертежной линейки, из ниток, писать изученные цифры;

развитие аналитического и когнитивного мышления.

 

Оборудование: учебник математики И.И. Аргинской (часть 1), таблица с начертанием  цифр, нитки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

На доске числа:

6 и 7

Учитель: Что вы видите на доске?

Дети: Числа 6 и7.

Учитель: Что вы можете о них сказать?

Дети: : 6 стоит перед 7, а 7 после шести.

-6 меньше семи на 1.

- 7 больше шести на 1

Учитель: Какое задание можно предложить с этими числами?

Дети: Можно с ними составить равенства и неравенства.

Учитель: Запишите  равенства и неравенства в два столбика.. Пишите цифры красиво и правильно.

Вывешивается таблица с начертанием цифр.

Дети работают самостоятельно.

Учитель: Проверьте себя.

Открывается доска:

6=6       6  7

7=7       7  6

Учитель: Все справились с заданием? Молодцы!

 

2. Актуализация знаний.

На доске:

 

Учитель: На  какие группы вы бы поделили эти линии?

 

 

 

Дети: Прямые линии, отрезки, кривые линии.

- Ограниченные и неограниченные линии.

Учитель: Под какими цифрами отрезки?

Дети: Под цифрой  1 и 4.

Учитель: Под какими цифрами прямые?

Дети: Под цифрами 2 и 3.

Учитель: Чем отличается отрезок от прямой?

Дети: Прямая не имеет начала и конца.

- Прямая бесконечна.

-У отрезка есть начало и конец., его продолжить нельзя.

Учитель: А чем они схожи?

Дети: И прямую линию и отрезок можно начертить по линейке.

- Отрезок – это часть прямой, ограниченной с двух сторон.

3. Физкультминутка.

4. Открытие новых знаний.

На доске солнышко:

Учитель: Что вы видите на доске?

Дети: Солнышко и лучики.

- Один лучик длиннее всех.

 

Учитель: Где начало солнечного луча?

Дети: На солнце.

Учитель: А где мы еще сталкиваемся с понятием луч? Вам на этот вопрос помогут ответить загадки.

Горит, а не жжет,

Висит и свет дает.

Дети: Лампочка.

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Дети: Свеча.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Дети: Фонарь.

 

 

 

Дети: Луч света бывает от фонаря, от фар машины.

- от свечи, от электрической лампочки.

Учитель: Правильно, такой луч берет начало от источника света. А конец есть у луча?

Дети: Я думаю, что нет, он бесконечен.

- У луча есть начало, но нет конца.

Луч похож на прямую, только прямую можно продолжить с двух сторон, а луч только с одной стороны.

Учитель: Молодцы. Сделайте вывод, что же такое луч?

Дети: Это часть прямой, ограниченной с одной стороны.

5. Физкультминутка.

 

6. Работа с новым материалом.

Учитель: У вас на столах нитки. Ваша задача с помощью ниток смоделировать отрезок и луч.

Дети работают в парах.

Дети: Чтобы получился отрезок, надо по краям завязать узелки.

- А если завязать только с одной стороны, получится луч.

(Завязывание узелков и выравнивание ниток)

Учитель подводит итоги работы.

Учитель: Откройте учебник на странице 42№73.

Учитель:  Найди луч на рисунке. Каким цветом он нарисован?

Дети: Зеленым.

Учитель: Что вы еще видите?

Дети: Черным цветом нарисован отрезок, голубым цветом прямая линия.

Учитель: Начертите 4 луча, расположенных по- разному.

Дети работают в тетрадях. Учитель следит за выполнением работы.

Учитель: №74

 

Учитель: Обрати внимание, что каждую цифру нужно писать с определенной точки. Угадай, какие цифры тебе нужно написать. Напиши по строке этих цифр.

Дети: Это цифра 6 и 5.

Дети работают самостоятельно.

 

 

 

 

Учитель: Подчеркните самые красивые цифры.

Чем число отличается от цифры?

Дети: Число мы произносим и слышим, а цифру мы видим и пишем.

Учитель: А теперь послушайте задачу.

Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

Дети: Я думаю 1 кг.

-А я думаю, что также. Ты встань на одну ногу ,что ты меньше весить будешь?

Учитель: Правильно ты рассуждаешь, гусь весит 2кг.

 

7. Итог урока.

Учитель: Вы очень хорошо поработали, что же вам понравилось больше всего на уроке?

Дети: Мне нравится работа с линейкой, я люблю чертить.

-А мне понравились загадки.

- А мне задача про гуся.

- А я столько интересного узнала о лучах.

Учитель: С каким настроением вы уходите с урока?

Дети: С прекрасным!

Учитель: Улыбнитесь друг другу и пусть ваши улыбки согревают вас как, лучи солнышка.

 

 

 

Тема: Знакомство с ломаной. Звено ломаной.

Цель: познакомить с понятиями ломаная линия, звенья ломаной.

Задачи:

-активизировать знания учащихся о прямых и кривых линиях, отрезке,  луче, о равенствах и неравенствах

- формировать умение строить ломаные линии, писать изученные цифры;

Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять.

 

Оборудование: учебник математики И.И. Аргинской (часть 1), таблица с цифрами, проволока, счетный материал, счетные палочки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Вы у меня такие сообразительные, и я думаю, что вы правильно ответите на мой вопрос.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели вкусного сладенького пряничка,

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке - копеечку,

Марусеньке - копеечку,

Машеньке- копеечку.

Манечке - копеечку,-

Вот какая бабушка добрая была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

Учитель: Много ли копеечек бабушка дала, как вы думаете?

Дети: Четыре.

- А я думаю, что одну. Ведь это имя одной и той же девочки! У мня сестра Маша, мы ее зовем Манечка, а бабушка ее зовет Маруся.

Учитель: Молодец! А как вас называют?

Дети: Мое полное имя Анна, а зовут меня и Аня, и Анюта, Аннушка.

- А еще тебя можно называть Нюра.

- А мое полное имя Владимир. Меня зовут Вовой, Володей.

- А я тебя зову Вовчик.

Учитель: Правильно, ребята. Все имена имеют производные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске:

 

Учитель: Возьмите счетный материал и из кружков на парте выложите цифры, которые вы видите на доске. Расположите их в порядке возрастания. (Дети работают в парах).

На партах: 1 2 3 4 5 6

Учитель следит за правильностью выполнения.

Учитель: Молодцы! Прочитайте, что у вас получилось.

Дети: 1 2 3 4 5 6.

2. Физкультминутка.

 

5. Открытие новых знаний.

На доске:

Учитель: Какие фигуры вы видите?

Дети: 1- кривая,

2- отрезок,

3- прямая,

4- луч.

5- это прямая, но сломанная в двух местах.

- Получилось три отрезка.

Учитель: Да, ребята ,мы сегодня знакомимся с новой фигурой. Возьмите в руки проволоку. Выпрямите ее и согните в двух местах.

Кусок проволоки возьми

И его ты перегни.

Хочешь раз, а хочешь – два,

Хочешь – три, четыре.

Что же получилось?

Что же появилось?

Не прямая, не кривая!

Ломаная линия!

Учитель: Что же такое ломаная линия?

Дети: Это линия, которая состоит из нескольких отрезков.

 

 

Учитель: Правильно, а точнее ломаная линия - это линия, состоящая из двух или нескольких  отрезков, которые не лежат на одной прямой. Отрезки, из которых состоит ломаная, называются звенья ломаной.

Откройте учебник на с. 50 №91

 

Учитель: Прочитайте, как называются эти отрезки.

Дети: Звено.

Учитель: Запишите, сколько звеньев у каждой ломаной. Начертите ломаную из трех звеньев, из пяти звеньев.

Дети работают в тетрадях.

 

6. Физкультминутка.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам игру « Выложи буквы». Возьмите счетные палочки и выложите буквы.

Дети на партах выкладывают буквы.

 

 

Учитель: Какие из выложенных букв являются ломаными?

Дети: п  г  и  л

- Буквы ж, х, т состоят из прямых, которые пересекаются в одной точке.

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием.

Откройте учебник на с.50 №92

Прочитайте стихотворение:

Дети:                     В снег упал Антошка,

А за ним Иринка,

А за ней Сережка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

Дети: Пять.

Учитель: Сравни количество мальчиков и девочек, запиши равенства или неравенства.

Дети: Мальчиков трое, девочек две. Запишем неравенство, так как мальчивов на один больше, чем девочек.

 

 

 

 

 

-А девочек на один меньше, чем мальчиков.

Запись на доске и в тетрадях:

3  2       2  3

Учитель: Сравни количество  «и» в именах девочек.

Дети: В имени Иринка две буквы «и».

- А в имени Маринка одна буква «и».

- Два больше, чем один. Составим неравенство.

2  1

- Один меньше, чем два. Составим неравенство.

1  2

Учитель: Вы хорошо потрудились.

6. Итог урока.

Учитель: Наш урок подошел к концу, что вам больше всего понравилось на уроке?

Дети: Мне понравилось чертить ломаные.

- А мне понравилось выкладывать цифры.

- А мне из палочек выкладывать буквы.

Учитель: Спасибо за урок.